Новости

Голос человека – удивительный музыкальный инструмент – самый древний и  совершенный. Каждый голос – уникален, неповторим, каждый - единственный в целом мире!

Изучать этот феноменальный дар небес – иначе не назовешь – начали еще во времена античности. Сегодня, в век высоких технологий, научные исследования физиологических аспектов голоса и процессы его взаимодействия с другими органами человеческого организма значительно продвинулись и привели к интереснейшим результатам и выводам. Хотя и вопросов осталось немало.

Итак. Голосовой аппарат – сложнейший механизм. Его составляющие:

-  глотка (включающая голосовые складки – связки)

- органы дыхания (легкие, трахея, бронхи), обеспечивающие струю воздуха, необходимую для образования звука)

- система резонаторов, главным образом, ротовая и носовая полости.

Казалось бы, все просто! Воздух из легких поступает в связки, связки натягиваются, смыкаются – рождается звук. Резонаторы придают ему объем, полетность, и мы слышим то, что слышим.

И вот тут  начинаются те самые вопросы!

 Каким образом должны работать голосовые связки, чтобы голос развивался, звучал свободно и красиво? Можем ли мы и как повлиять на работу гортани?

Какова должна быть сила дыхания? Как правильно дышать, чтобы качество звука становилось  лучше?

Затем выясняется, что, помимо ротовой и носовой полостей, есть еще какие-то резонаторы! Некоторые исполнители, например,  утверждают, что у них резонируют ноги! Каким образом должны работать эти самые резонаторы? Как их почувствовать, как услышать, понять? Как научиться ими управлять?

А еще, говорят, существует какая-то опора, в работе над которой принимает участие диафрагма!

Ответы на эти вопросы, безусловно, есть! Это бесчисленное количество упражнений, тренингов, целых школ разных лет. Они, конечно, помогут вам продвинуться в понимании этого сложнейшего процесса и не исключают  определенного практического результата. Но! Эти ответы его не гарантируют! Поскольку, это еще далеко не все!

Артикуляционный аппарат! Он тоже входит в систему голосообразования. Его органы подразделяются на активные (губы, нижняя челюсть, мягкое небо) и пассивные (зубы, верхняя челюсть, альвеолы, полость носа, глотка, гортань). Активные поддаются тренировкам, которые смогут улучшить работу голоса. В этой области тоже проведено немало исследований, которые  поспособствовали развитию артикуляционной техники.

Но вернемся к началу. Каждый человек – уникален! Его голос, а, соответственно, и органы голосообразования неповторимы. Поэтому, несмотря на общие правила, сложившиеся за многие годы, без индивидуального подхода, без учета особенностей данного конкретного голосового аппарата, об успешной работе не может быть и речи. Правда, и здесь есть сложности. Внутрь этого аппарата заглянуть, чтобы посмотреть, что там не так, не так-то просто! Хорошо, что есть фониатры -  врачи, к которым вокалист идет, когда проблема явно уже существует!

Все выше перечисленные «приспособления» являются так называемым исполнительным отделом голосового аппарата! Его же центральным отделом является головной мозг, который контролирует всю эту работу. Так что основной результат, который вы получите, зависит главным образом от того, что у вас в голове!

Однажды преподаватель во время урока, вероятно, изрядно с ним намучившись, сказал ученику: «Вам не распеваться надо, а книги читать! И слушать музыку! Много хорошей музыки!»

Трудно не согласиться! При звучании самого совершенного и прекрасного голоса, мы неизменно «слышим», насколько умен и вдумчив его владелец. Это не значит, что заниматься не нужно. Содержать в порядке свой инструмент, умело владеть им, хорошо знать его особенности, беречь его  – непременная обязанность каждого исполнителя! Однако, всегда нужно помнить - поет человек не голосом – он поет головой и, главное, - сердцем! За звучанием любого певца неизбежно читается культурный фон, его интеллектуальный, духовный и даже нравственный уровень. То же можно, кстати, сказать и об исполняемом материале. Пение – это всегда высказывание, декларация, это слово, история. Неслучайно испокон веков в народе говорили – не человек поет – душа поет. Неслучайно поклонников артистов певцов несравнимо больше, чем у любого, самого высококлассного инструменталиста. Воздействие человеческого голоса обладает порой совершенно невероятной силой. В связи с вышесказанным, изучение человеческого голоса, многочисленные наблюдения за ним приводят к выводам о поистине метафизических его свойствах и принципах функционирования.   

Это как с электричеством. Все о нем известно. При определенных условиях что-то бежит по проводам, и от этого зажигаются лампочки и работают приборы. Но почему так, и что там «бежит» мы не знаем. Или рождение ребенка. Наука столько знает об этом! Но не знает, может быть пока, главного – как так получается?

 Голос – это тоже чудо, дар, таинство, откровение. Именно так и нужно к нему относиться!

Голос – серьезная работа – интеллектуальная, физическая, и прежде всего -работа души.

Мы не обсудили еще такого важнейшего аспекта вокальной работы, как музыкальный слух. Уже и так понятно, насколько все сложно! Но! Говорят, не боги горшки обжигают! Работа по изучению секретов вокального мастерства очень увлекательна. Это прекрасный мир, доступный каждому. Да, невероятные высоты покоряются не всем. Однако…  Если очень захотеть, можно к звездам улететь! Чего мы всем от души желаем!